История графического дизайна — от наскальных рисунков до ИИ
- От наскальных рисунков до эпохи Возрождения. 38 000 г. до н.э. — XV век.
- Первая печатная реклама и расцвет типографики. XV — XIX век.
- Модерн и Баухауз. Дизайн изменивший историю. XIX—XX век.
- Поп-арт. Простое обращение к массовому потребителю. XX век (1960 г.)
- Постмодернизм. Типографика хаоса. XX век (1970 г.)
- Начало и развитие цифровой эпохи. XX — XXI век.
Знание характерных особенностей эпох, стилей, эволюции дизайна и его исторических корней очень важно для графического дизайнера. Это информация даст больше понимания профессии, поможет вдохновиться и найти лучшие дизайнерские решения.
В этой статье мы рассмотрим ключевые периоды истории графического дизайна, от наскальных рисунков как первой формы визуальной коммуникации до цифровой эпохи.
От наскальных рисунков до эпохи Возрождения. 38 000 г. до н.э. — XV век.
Несмотря на то, что сегодня графический дизайн тесно ассоциируется с цифровыми технологиями, он начал зарождаться задолго до появления первых компьютеров и программного обеспечения.
Первой формой визуальной коммуникации была наскальная живопись, датированная 38 000 г. до нашей эры. Первобытные люди оставляли рисунки в пещерах Европы и Азии задолго до появления письменности. Ученые считают, что через рисунки люди удовлетворяли потребность в коммуникации и передаче информации.
Изначально рисунки были простыми и изображали животных, но со временем становились сложнее и показывали полноценные сюжеты из жизни людей и божеств. Рисунки наносились на стены пещер красителями минерального, животного или растительного происхождения.
Древние шумеры придумали один из самых ранних языков. Для обозначения слов использовались специальные значки (пиктограммы).
К значимым этапам становления графического дизайна можно отнести появление пергамента в древней Персии, папируса в Египте и бумаги из бамбука в Китае. Именно благодаря этим физическим носителям визуальная коммуникация обрела новую форму.
Изначально технология производства бумаги не выходила за пределы Китая. Бумага стала распространяться по всей Азии в процессе торговли, а с развитием торговых путей в XII веке проникла уже в Европу.
С XI по XIII век в Европе активно распространяется стиль готика, сказавшийся и на письменности. Для шрифта той эпохи характерны надломленные линии, закругления и эллипсы, принимающие форму остроконечного миндаля.
Достоверно неизвестно, когда появились первые вывески. Но ученые считают, что запрос на них возник вместе с необходимостью сбыта товаров. Ремесленники Древней Греции и Рима привлекали внимание покупателей с помощью наружной рекламы, используя не только рисунки, но и письменность. А вот в средние века население было малообразованным, поэтому приходилось использовать простые и понятные образы.
В период с XI по XII век в Европе формируется геральдика, оговаривающая принципы и правила использования изображений на гербах. Гербы через визуал передавали информацию о титуле, праве наследования, месте, личных качествах, что делает их схожими с современными логотипами. По сути это была первая дисциплина, изучающая графические символы для передачи информации.
Первая печатная реклама и расцвет типографики. XV — XIX век.
В 1440-е годы на территории современной Германии изобретатель и ювелир Иоганн Гутенберг изобрел первый в Европе печатный станок.
Это создало почву для зарождения типографики. Типографии стали открываться по всей Европе, начинается массовый выпуск книг и других печатных изданий. Благодаря изобретению Гутенберга печать стала более доступной. В 1472 году появление первое печатное объявление, в нем сообщалось о продаже молитвенников.
В 1680 году в Англии появилась первая рекламная иллюстрация в газете. Это был оттиск индийского фонтана, расположенного во дворе таверны. Позже это новшество подхватили разные газеты, и уже к 19-му веку иллюстрации были практически во всех изданиях.
Первые экземпляры Декларации независимости США были напечатаны с использованием шрифта "Calson". Он бал разработан примерно в 1725 году на основе датских шрифтов 17 века, британским типографом Уильямом Калсоном.
Модерн и Баухауз. Дизайн изменивший историю. XIX—XX век.
XIX—XX век стал одним из самых значимых в формировании графического дизайна. Именно тогда появились два ключевых стиля, с которыми дизайнеры взаимодействуют по сей день — Модерн и Баухауз.
Яркий представитель эпохи Модерна — Альфонс Муха. Живописец и иллюстратор применил символический подход к объекту рекламы. Вместо демонстрации товара или покупателя он демонстрировал эстетику и красоту в виде растительного орнамента и женских образов.
Модерн отверг классику, и обратил взоры дизайнеров на все новое или хорошо забытое старое. Стиль проник почти во все страны, приобретая везде свою особую форму, черпая вдохновение из местной культуры.
В 1919 году в Германии открылась школа строительства и художественного конструирования Баухауз, ставшая толчком к формированию одноименного стиля.
Баухауз принес в графический дизайн ориентир на минимализм и функциональность. Это был настоящий прорыв, ведь до этого дизайн в основном ориентировался на всевозможное украшательство.
Впервые термин "графический дизайн" появляется в печати в 1922 году. Дизайнер книг Уильям Аддисон Двиггинс выпустил эссе "Новый вид полиграфии требует нового дизайна".
Отличительные черты стиля Баухауз:
- Минимализм;
- Простые формы;
- Функциональность;
- Чистые цвета без градиентов;
- Текстуры недорогих материалов.
Казалось бы маловероятным, чтобы производитель недолговечных картонных коробок мог оказать хоть какое-то культурное влияние на свое время. Но факты показывают, что если даже самый скромный продукт разработан, изготовлен и распространен с чувством человеческих ценностей и со вкусом к качеству, мир признает присутствие творческой силы.
Каждый стиль графического дизайна складывался из трех составляющих: желания открывать что-тот новое, делиться этим с миром и техническим возможностям, позволяющим реализовать ту или иную идею.
Очередным витком развития модерна стал стиль Ар-деко. Это был роскошный ответ на промышленную революцию. Стиль утвердился после Международной выставки декоративного искусства и промышленности 1925 года в Париже. Стиль, призванный украсить жизнь людей после революций и войн до сих пор используется многими брендами, идеально демонстрируя люксовость и элегантность.
Плакат требует от живописца полного самоотречения. Он не может через него выразиться; даже если бы он мог, он не имеет на это права. Живопись — это самодостаточное предложение. Не то, что плакат. Средство, кратчайший путь между торговлей и потенциальным покупателем. Своего рода телеграф. Плакатист — оператор; он не выдает сообщение, он просто передает его дальше. Никто не спрашивает его мнения. От него ждут только установления связи — честной, мощной, точной.
Поп-арт. Простое обращение к массовому потребителю. XX век (1960 г.)
В 50-60-е годы XX века в Америке зарождается стиль Поп-арт. Он принес простое и понятное обращение к массовому потребителю. Яркий, с простыми образами и крупным шрифтом он быстро стал частью массовой культуры.
Расцвет стиля совпал с активным развитием "общества потребления". Появилась большая потребность в рекламе разной продукции. Благодаря простоте поп-арта оформление рекламы и дизайна упаковки занимало немного времени и было довольно экономным.
Ключевыми фигурами поп-арта стали художники и иллюстраторы Энди Уорхол, Кит Харинг, Дэвид Хокни и Джаспер Джонс.
Постмодернизм. Типографика хаоса. XX век (1970 г.)
В начале 70-х годов происходят колоссальные изменения в типографике. На смену устоявшемуся к тому времени Баухаусу приходит постмодернизм. В числе основоположников этого движения были Вольфганг Вайнгарт и Стефф Гайсбулер.
Графический дизайнер Вольфганг Вайнгарт внес радикальные новшества в швейцарскую типографику. Вместо четкого и предсказуемого дизайна он прибегал к асимметричным и диспропорциональным решениям, играл кеглем шрифта в одной композиции, придавая типографике динамизм и оригинальность.
Вольфганг учился в Базельской школе дизайна, но вместо того чтобы перенимать стиль именитых преподавателей создавал свои собственные решения. Например, соорудил мини устройство, которое печатало линии, в то время как другие работали с циркулем.
Основные принципы и характеристики постмодернизма:
- Плюрализм;
- Антисистематичность;
- Свобода самовыражения;
- Переосмысление традиционных образов.
Американский графический дизайнер Стефф Гайсбулер играл со шрифтами, формируя интересные образы с помощью фигур и букв. Он уравновесил хаос с помощью лаконичности и четкости, вписав постмодерн в коммерцию. Гайсбулер создал логотипы для NBC, Voice of America, Toledo Museum of Art.
Культовый логотип Nike был разработан студенткой Кэролин Дэвидсон в 1971 году. За работу Кэролин получила $35. В 1983 году компания подарила ей 500 своих акций, что по оценкам на 2015 год составило примерно $1 000 000.
Начало и развитие цифровой эпохи. XX — XXI век.
В 1990 году была выпущена первая версия Photoshop (1.0). В 1987 году её создал студент Мичиганского университета Томас Нолл. Это кардинально изменило графический дизайн полностью перенеся его в цифровую плоскость.
У дизайнеров появилась возможность максимально реализовать свои задумки. Постепенно появилось компьютерное моделирование, 3D-принтер, сложное программное обеспечение, позволяющее реалистично прорисовать текстуры, кожу, волосы.
Визуальная коммуникация присутствовала во все исторические периоды. Но она всегда ограничивалась техническими возможностями своего времени, под которые и подстраивается графический дизайн. Так, например, дизайнеры модернисты в работах конца XIX, начала XX века столкнулись с дорогой печатью, и были вынуждены создавать более блеклые и однотонные работы.
27 апреля 1995 года в мире впервые отметили день графического дизайна. Праздник был учреждён Международным советом ассоциаций графического дизайна (Icograda). Периодически название праздника меняется. Он уже успел побывать "Всемирным днем коммуникационного дизайна", "Днем дизайна", "Всемирным днем графики", но цель его остается неизменной — побудить дизайнеров глубоко задуматься о благополучии людей в их местной среде и найти инновационные решения.
Сегодня у графических дизайнеров намного больше технических возможностей, чем у их предшественников. ПК, графические планшеты и мощный софт позволяют создавать графику высокого качества, а нейросети готовят референсы выходя за рамки человеческой фантазии.
Графический дизайн будет и дальше зависеть от технологий для создания интересных и убедительных повествований и концепций. В будущем, по мере того как качество 3D, дополненной реальности и виртуальной реальности будет продолжать расти, дизайнеры получат более выразительные способы поделиться своим видением.
Вероятно, в будущем мы увидим более сложные и инновационные проекты. Дизайнеры задействуют 3D-печать, дополненную реальность (AR), 3D-моделирование. Но в то же время возможны отсылки к дизайну прошлых лет, ностальгические нотки и намеренное упрощение, в качестве альтернативных вариантов.
Порекомендуйте что-то почитать по истории графического дизайна, спасибо 🙏
Вот несколько полезных книг по истории граф. дизайна:
⚡ Больше книг по графическому дизайну вы найдете в нашей статье "Книги по графическому дизайну".
Спасибо за статью! Было бы интересно узнать еще топ фильмов по истории графического дизайна 🎈
Вот список рекомендуемых фильмов по истории граф. дизайна:
Дизайнеру будет полезно смотреть красивые художественные фильмы. Это поможет развить насмотренность.
Спасибо большое за статью!