Профессия "Менеджер маркетплейсов"
- Кто такой менеджер маркетплейсов
- Чем занимается
- Ключевые навыки и личные качества
- Сколько можно заработать
- Обучение
- Работа
- Отзывы от менеджеров маркетплейсов
- Телеграмм каналы для менеджеров маркетплейсов
Согласно отчету АКИТ за январь-апрель 2022 года продажи на маркетплейсах в России выросли на 50%. Выгодные условия привлекают в эту сферу все больше новых продавцов. Многие из них переходят из офлайна в онлайн, и совсем не понимают, как наладить интернет-торговлю.
Помочь продавцу сориентироваться в мире маркетплейсов, оформить магазин и увеличить продажи может менеджер маркетплейсов. Это относительно новая профессия, начавшая развиваться в 2019 году на фоне активного развития онлайн-торговли. Спрос на специалистов — все еще превышает предложение. Средняя зарплата менеджера — 60 000 рублей при свободном графике. На сегодняшний день это одна из самых востребованных профессий с хорошими перспективами для дальнейшего роста.
Кто такой менеджер маркетплейсов
Маркетплейсы (МП) — это торговые площадки, на которых продаются товары от разных продавцов.
В России самые популярные маркетплейсы это: Wildberries, Ozon, Яндекс Маркет, AliExpress, СберМегаМаркет, Lamoda и KazanExpress.
Менеджер маркетплейсов — это специалист, сопровождающий магазины на маркетплейсах. Простыми словами, посредник между продавцом и площадкой маркетплейса.
Менеджер маркетплейсов берет на себя всю техническую работу с магазином: оформляет карточки товаров, следит за отгрузкой, обрабатывает отзывы и анализирует динамику продаж. Обычно это удаленная работа. Но крупные компании могут нанимать менеджеров для работы в офисе.
Схожие профессии:
- Ассистент менеджера маркетплейсов;
- Аккаунт менеджер;
- Менеджер по продвижению;
- Менеджер аналитик маркетплейсов.
Ассистент помогает менеджеру выполнять рутинные задачи. Аккаунт менеджер, менеджер по продвижению и менеджер аналитик — занимаются конкретными задачами, отвечают за одну область, в то время как менеджер берет на себя всю работу по магазину и в случае необходимости формирует команду помощников.
Согласно отчетам аналитиков Tinkoff Data, за год на маркетплейсах в 3 раза выросло количество продавцов. При этом 80% из них не имеют опыта в сфере торговли, а 97% из них — одиночные предприниматели без большого штата сотрудников. Начинающие продавцы остро нуждаются в помощниках. Так что профессия менеджер маркетплейсов очень актуальна в 2022 году.
Чем занимается
Менеджер маркетплейсов выполняет множество задач:
- Выводит продавца на маркетплейс;
- Оформляет заказы и поставки;
- Внедряет скидки, акции, промокоды;
- Настраивает рекламу;
- Анализирует конкурентов;
- Отслеживает репутацию продавца;
- Организует поставки и отвечает за логистику;
- Создает и оформляет карточки товара;
- Анализирует показатели продаж;
- Ищет точки роста;
- Занимается документооборотом;
- Контролирует ценообразование;
- Продвигает карточки товаров в выдаче;
- Отвечает на вопросы и отзывы покупателей;
- Общается с поддержкой маркетплейса;
- Проводит аудит бренда и карточек товара.
Звучит сложно, но поработав с 2-3 магазинами у специалиста вырабатываются собственные алгоритмы работы, и вести дела становится намного проще. Большинство менеджеров специализируются на одной торговой площадке, хорошо знают ее правила и тенденции.
Обязанности менеджера маркетплейсов могут слегка отличаться, в зависимости от вакансии.
Совмещать профессию менеджера маркетплейса и какую-то другую занятость вполне реально. В день необходимо примерно 2-3 часа для выполнения поручений поставщика. И это при условии полного ведения.
Ключевые навыки и личные качества
Главное качество, необходимое менеджеру маркетплейсов — самоорганизованность и ответственность
Работать предстоит самостоятельно. Клиент будет ставить задачи и ждать результат. Но контролировать работу и оценивать ее ему будет сложно из-за отсутствия знаний и опыта в сфере онлайн-торговли.
Если говорить о навыках и умениях, то менеджер маркетплейса должен:
- Быть многозадачным;
- Грамотно писать;
- Продвигать продукцию;
- Уметь работать с цифрами и аналитикой;
- Работать с товарной матрицей;
- Иметь базовые знания в SEO и копирайтинге;
- Знать процесс документооборота.
Менеджер маркетплейсов в основном занимается технической работой. В этой профессии нужного много работать за компьютером, а живое общение практически исключается.
Сколько можно заработать
Средние расценки за работу с одним магазином — от 15 000 до 30 000 рублей в месяц
Опытные менеджеры маркетплейсов ведут по 3-5 магазинов за раз. При оплате в 20 000 рублей за один магазин, в месяц можно заработать 100 000 рублей, работая с 5 клиентами.
Иногда менеджер маркетплейсов берет процент от продаж, это может быть 5-10%, в зависимости от договоренности. В таком случае заработок складывается по такой схеме: оклад + % с продаж.
Помимо ведения магазинов клиентов, можно оказывать дополнительные услуги, и зарабатывать еще больше. Варианты подработки и расценки в среднем такие:
- Оформление карточки товара — 500 рублей за штуку;
- Сопровождение по выходу на маркетплейс — 30 000 рублей в месяц;
- Оформление поставки — 1 500 рублей;
- Консультация предпринимателей и начинающих менеджеров — от 2 000 до 5 000 рублей.
Средняя зп менеджера за ведение 1 клиента 20 000 ₽. Но есть оплаты и гораздо выше. Все зависит от задач, которые ставит перед тобой поставщик. Соответственно количество клиентов, с которыми ты работаешь, ты регулируешь сам. И получаешь за это соответствующий заработок.
Обучение
Научиться работать с маркетплейсами можно на онлайн-курсах.
формат | онлайн |
---|---|
длительность | 2.5 месяца |
рассрочка | 3 250 руб/мес |
цена | 39 000 руб |
Курс рассчитанный на 2,5 месяца обучения. Всего здесь 40 часов теории и 29 часов практики. Вас научат работать с маркетплейсами: Ozon, Яндекс.Маркетом, Lamoda, Wildberries, AliExpress, СберМегаМаркет, Tmall.
Нетология оказывает студентам помощь в трудоустройстве.
13% от стоимости обучения можно вернуть через налоговый вычет.
формат | онлайн |
---|---|
длительность | 9 месяцев |
рассрочка | 4 754 руб/мес |
цена | 104 588 руб |
Обучающая программа от Skillbox. За 9 месяцев вас научат оформлять и продвигать товары на маркетплейсах, анализировать рынок, прогнозировать прибыль, разрабатывать комплексную стратегию продаж, увеличивать базу клиентов.
Здесь много практики, в конце обучения у вас уже будет минимум 2 работы в портфолио. Первый платеж вносится через 3 месяца со старта обучения.
🎁 Бонус: доступ к курсам "Продвижение на цифровых витринах", "Excel с 0 до PRO", "Google Таблицы базовый курс" и "Курс по трудоустройству".
формат | онлайн |
---|---|
длительность | 2–3 месяца |
рассрочка | нет |
цена | 34 500 руб |
Программа для начинающих специалистов от MAED Academy. Подходит для студентов с отсутствием знаний в сфере интернет-торговли.
В курсе сделан большой упор на практику. Вы начнете работать уже на этапе обучения, и сможете устроиться на стажировку к партнерам проекта.
формат | онлайн |
---|---|
длительность | 2 месяца |
рассрочка | 3 340 руб/мес |
цена | 40 080 руб |
Онлайн-университет Eduson Academy в своем курсе делает упор на площадки Wildberries, Ozon, Яндекс.Маркет и AliExpress. Вы научитесь выводить бизнес на маркетплейсы, прогнозировать прибыль и расходы, вести бухгалтерию и оптимизировать рутинные задачи.
13% от стоимости обучения можно будет вернуть через налоговый вычет.
Работа
После обучения желательно сразу же начать поиск первых клиентов. Рынок маркетплейсов постоянно меняется, и, если сразу же не влиться в работу, может получится так, что ваши знания устареют.
Где найти работу
⚡ Самый очевидный вариант поиск работы — сайты с вакансиями.
Найти работу можно на:
- Remote-job (488 вакансий);
- hh.ru (3 952 вакансий);
- ВК группа "Работа на маркетплейсах".
Многие заказчики только начинают развивать свой бизнес, и не готовы платить большие суммы менеджерам. Именно они и ищут молодых специалистов без опыта работы. Работа с такими заказчиками — отличный вариант для старта в профессии.
⚡ На некоторых курсах предлагают помощь с трудоустройством. Не отказывайтесь от нее, всыпайте в чаты с вакансиями, соглашайтесь на стажировку.
⚡ Не забывайте о социальных сетях. Они все еще актуальны. Оформите экспертный блог, рассказывайте, чем вы можете помочь поставщикам и магазинам. Не забывайте добавлять к постам теги:
#менеджерwildberries, #магазиннавайлдбериз, #менеджермаркетплейсов, #менеджерозон, #маркетплейсы, #маркетплейсподключ #ozon #wildberries #яндексмаркет #настройкамаркетплейсов
Можно одновременно вести страницы в разных соцсетях, чтобы охватить как можно больше потенциальных клиентов.
В социальных сетях потенциальные клиенты должны увидеть:
- Прайс;
- Кейсы;
- Сертификаты;
- Отзывы о работе;
- Подробное описание услуг.
На самом деле поиск клиентов не совсем быстрый процесс, особенно в самом начале пути. На моем опыте, самый результативный — это соц.сети. Поэтому, очень важно привести в порядок свой профиль перед началом вашего пути. Также накопительный эффект дает работа в чатах, главное не спамить, а грамотно делать рассылку и отвечать на конкретные вопросы поставщиков.
Резюме и портфолио (+ пример)
👉 В резюме нужно указать:
- Информацию об образовании;
- Навыки и качества;
- Опыт работы;
- С какими маркетплейсами вы готовы работать;
- Контактную информацию.
Можно добавить примерный план работы. Чтобы клиент понимал, что предполагает ваше с ним сотрудничество.
📌 Примеры резюме менеджеров маркетплейсов можно посмотреть на сайте hh.ru.
В портфолио можно добавить кейсы и скриншоты из рабочего кабинета. Желательно объяснить, что означают показатели на графиках, ведь потенциальный клиент может ничего не понимать в этом и тогда портфолио будет малоинформативным.
Вакансии
Рынок маркетплейсов растет, и с каждым днем появляется все больше новых вакансий в этой сфере.
На сайте hh.ru сегодня открыто более 3 900 вакансий для менеджеров маркетплейсов
💭 На некоторых курсах оказывают помощь с трудоустройством. Студенты получают доступ к закрытым чатам с хорошими вакансиями. Если вы боитесь, что не найдете заказчиков после обучения, обратите внимание именно на такие учебные программы.
Отзывы от менеджеров маркетплейсов
Моя карьера на маркетплейсах началась с работы менеджером и только потом я стала ещё и поставщиком. Работа менеджером была стратегически верным шагом. Я не рисковала деньгами. Менеджеру не нужно вкладываться финансово, чтобы начать работать. На мне была ответственность только перед заказчиком. В качестве менеджера мп не нужно углубляться в тему налогов. Поработав в должности менеджера мп, я накопила ценный опыт, который потом смогла применить, став поставщиком. Это позволило мне не допустить ошибок успешно вести свои продажи.
Могут быть недобросовестные клиенты, которые задерживают оплату. Тут уже зависит от Вас, насколько Вы умеете чувствовать честность людей. Иногда приходится работать ночью или в выходные дни. Нужно постоянно изучать обновления работы маркетплейса, так как очень часто происходят изменения.
Правда в том, что после окончания обучения ваш телефон не оборвут клиенты, нуждающиеся в помощи. Рынок полон специалистов разного качества, и поставщикам есть из кого выбрать, а потому вы сами должны прикладывать усилия, чтобы быть востребованными. Рынок меняется очень быстро, он живой и все время стремится к улучшению для всех игроков. Это значит, что полученные знания устаревают меньше чем за год, и их нужно применять сразу же, чтобы продолжать идти в ногу со временем.
Телеграмм каналы для менеджеров маркетплейсов
Менеджерам маркетплейсов пригодятся чаты:
- "Поставщики Маркетплейс" (@marketplaceone) — здесь общаются продавцы OZON, Wildberries, Ямаркет. Можно пообщаться с ним, предложить свои услуги.
- "Поставщики Инфографика Товары" (@wildberries_marketpleisy) — полезные посты + здесь можно разместить предложение о своих услугах.
- "Продвижение на маркетплейсах" (@marketplace_wildberries_ozon) — тут публикуют свежие новости и кейсы.
- "Менеджеры для маркетплейсов" (ссылка) — чат для общения менеджеров маркетплейсов, можно обмениваться опытом с коллегами и размещать вакансии.
- "MPmanagers" (@MPmanagers) — ежедневные вакансии для менеджеров.
Профессия менеджер маркетплейсов открывает хорошие возможности для заработка. Но прежде чем начать развиваться в этом направлении, стоит взвесить все плюсы и минусы.
Плюсы:
- Можно работать удаленно;
- Много открытых вакансии;
- Нет потолка для заработка;
- Подходит в качестве подработки;
- Практически полная свобода действий;
- Возможность самостоятельно выбирать клиентов.
Минусы:
- Много рутинных задач;
- Нужно вложиться в обучение;
- Ненормированный график работы;
- Ответственность перед клиентом;
- Необходимо разбираться во многих сферах.
У менеджера маркетплейсов хорошие перспективы карьерного роста. Клиентов на рынке сейчас очень много, поэтому потолка заработка нет. Специалист будет зарабатывать столько, сколько сможет взять магазинов в работу. Набравшись опыта можно сузить круг заказчиков до крупных поставщиков и магазинов.
Менеджеры с хорошими кейсами и большим опытом работу могут начать зарабатывать на консультациях и обучении молодых специалистов. А при желании можно самому стать поставщиком товаров на маркетплейсах и ни от кого не зависеть.
Спасибо за статью, я как раз планирую уволиться и перейти на фриланс. Но для начала думаю попробовать совмещать с основной работой.
Начинаю проходить курсы для менеджеров МП. Буду с Озоном скорее всего работать. Там вроде еще конкуренция ниже чем на ВБ ))