ТОП-8 способов раскрутить канал в Телеграм
- Зовите друзей
- Вступайте в сообщества взаимных подписок
- Следите за трендами — и хватайте, если уследили
- Постройте личный бренд и поселитесь на всех площадках
- Предлагайте и соглашайтесь на взаимный пиар
- Покупайте рекламу
- Добавьте свой проект в каталоги каналов
- Создавайте виральный контент (пиар по сарафанному радио)
Интернет — место успешных людей. Их послушать — так блоги взлетают в первый месяц, Телеграм приносит сотни тысяч рублей, а подписчики выстраиваются в очередь, чтобы попасть в закрытый чат и купить курс.
Окрылённые авторы бегут в мессенджер Павла Дурова, создают своё медиа… и не происходит ничего. Пост, еще один, пятый и пятнадцатый — а число фолловеров заклинило на маленькой, грустной цифре.
Правда в том, что одного творчества (даже талантливого) мало. Вам придется работать как пиарщик, маркетолог и менеджер в одном костюме. И продвигать, продвигать и продвигать канал.
Зовите друзей
Первое, что предлагает Telegram, когда канал только создан — пригласить людей из книги контактов. Не пренебрегайте этим шагом.
Первая сотня подписчиков дается тяжело, но она нужна для имиджа и следующих этапов раскрутки: показать что дела уже идут неплохо, есть маленькая аудитория и стабильный поток контента.
Зовите на канал доставщиков окон, сантехников, бабушку и старые аккаунты друзей, которые создали второй профиль. Если в стране можно купить SIM-карту без паспорта — заводите Телеграм на новые номера и подписывайтесь сами на себя.
Задача — "выгрызть" первую сотню подписчиков
Неактивные аккаунты легко убираются из списка читателей, когда такая необходимость возникнет.
Вступайте в сообщества взаимных подписок
Ищите таких же начинающих телеграмеров в группах с названиями "Взаимный пиар" или "Взаимная подписка": причем не только в Телеграме, но Вконтакте и на других площадках.
И начинайте кампанию массфолловинга: начинайте подписываться на сотни каналов с условием, что их авторы подпишутся на ваш канал.
Метод работает лучше, чем в Инстаграме, где "взаимных пиарщиков" легко вычислить по тысячам профилей в подписках. В Телеграме же не видно, что читают персональные аккаунты. Зато заметно, как растут на вашем канале просмотры и читатели.
Плюсы:
- Метод бесплатный;
- Подходит для людей без связей, друзей и аудитории в других социальных сетях.
Минусы:
- Сложно уследить, кто отписался, чтобы отписаться в ответ;
- Публичные группы забиты длинными рекламными сообщениями — найти надежных людей, и тем более, договориться с ними, не просто.
Следите за трендами — и хватайте, если уследили
В 2017-м стендапер Артур Чапарян набрал на канале 46 тысяч человек за две недели. А затем продал проект за 1,2 млн рублей. Речь про "Бывшую" — сообщения подписчикам приходили от первого лица, часто — ночью и с уведомлениями — будто писала реальная бывшая.
Посты вирусно расходились по другим социальным сетям и появилась целая волна псевдо-личных каналов — уже от лица бывшего парня, начальника, мамы или подружки. Тем, кому нравилась "Бывшая", нравились и блоги в стиле "Бывшей": люди охотно подписывались.
Стратегия — скопировать формат, который уже "взлетел", и добавить что-то своё, изменить
И это работает: к концу 2021-го оба канала от "экс-парня" читают больше 200 тысяч человек.
Плюс:
- Виральная популярность достается бесплатно. Подписчики репостят и отправляют контент друзьям, публикуют скриншоты в Твиттере. Новые читатели сами заинтересованы, чтобы найти ваш канал.
Минус:
- Тренды живут недолго. Публике быстро надоедает все необычное. Люди уходят так же быстро, как и приходили.
Постройте личный бренд и поселитесь на всех площадках
Острая боль контент-мейкеров в Телеграме — то, что публикации не индексируются. И поисковая система в самом мессенджере работает странно: иногда копию/клон канала выдают в поисковой строке первым, а следом — оригинал.
Но в интернете достаточно площадок, с которыми поисковики дружат: Яндекс Дзен, Medium, сайты с User Generated Content вроде DTF или TJournal, где писать материалы может каждый читатель. Описания в TikTok, Twitter и Instagram тоже полезны.
Стратегия — создать цифровой след своего канала во всех уголках интернета
Все, кто пойдут искать ваш канал в Телеграме, должны найти его с одного клика.
Заведите социальные сети для своего блога, даже если потом не будете ими заниматься. В описании профиля упоминайте название канала и само слово "Телеграм". Не ленитесь оставлять ссылки с призывом подписываться.
🚩 В ноябре 2021 года "Яндекс.Дзен" запустил бота для автоматического кросспостинга публикаций из Telegram-канала в блог на "Яндекс.Дзен" (инструкция тут). Посты в Дзене — это дополнительный канал привлечения аудитории.
Плюс:
- Статьи на Telgraph и Medium поддерживают умное форматирование Instant View, поэтому их удобно использовать для публикации лонгридов. Длинный текст, растянутый на весь экран, читать удобнее.
Минус:
- Низкая конверсия. Подписчики вряд ли повалят толпами: даже после интересной статьи на Medium, где вы упомянули свой Telegram.
Предлагайте и соглашайтесь на взаимный пиар
Самый простой и действенный способ продвижения: находите каналы с аудиторией, соразмерно вашей, и предлагаете друг друга рекламировать.
👉 Искать коллег можно с помощью каталогов или tgstat.ru. Советуем выбирать каналы такой же или смежной тематики, размером не больше и не меньше вашего на 20% от числа подписчиков. Следите за охватом: в рекламе не будет смысла, если число последователей 20 000, а просмотров — 200.
Правилом хорошего тона считается выпускать рекламные сообщения в разные дни и дать владельцу канала отредактировать пост — чтобы текст выглядел нативно.
💭 Договориться о взаимопиаре можно и с большим Telegram-каналом: в таком случае он публикует подборку из нескольких блогов, а вы — полноценный пост.
Плюс:
- Не требует денежных вложений.
Минус:
- Если надоедать с взаимным пиаром часто и писать нарочито рекламно, аудитория раздражается и уходит.
Покупайте рекламу
Лучше всего платная реклама будет работать там, где рекламы в принципе нет. Присматривайтесь к небольшим, живым каналам с 1000-5000 человек. Хороший признак, если у канала есть активный чат с постояльцами.
А вот тратиться на большой канал, где проплаченные посты выходят трижды в день — не стоит: вряд ли затраты окупятся. Подписчики таких блогов давно привыкли игнорировать рекламные вставки.
Для рекламной кампании на нескольких площадках удобно обращаться на биржу Telegram-каналов вроде Telega.in.
Плюсы:
- Не нужно вручную пересматривать тонну блогов и их контент — рекламу можно закупить у десятка блогеров, не переписываясь с каждым;
- Бывают скидки;
- Авторам маленьким каналов проще получать рекламодателей — и реальные деньги за свои публикации.
Минусы:
- Владельцы каналов не влияют на процесс. Биржа может увеличивать комиссию, менять правила по своему усмотрению, банить и удалять каналы из своего каталога;
- Биржа присваивает часть денег за каждый проданный пост;
- Сама компания Телеграм планирует монетизировать каналы напрямую, угрожая сторонним биржам (площадка https://promote.telegram.org пока работает в тестовом режиме).
Добавьте свой проект в каталоги каналов
К концу 2021 года Павел Дуров и команда Telegram так и не предложили функциональный каталог каналов внутри приложения. Людям приходится ходить по каталогам и подборкам, чтобы найти, на кого подписаться.
Добавляют в каталоги обычно бесплатно, но иногда, чтобы завести страничку, придется заплатить небольшую сумму. Если у канала уже есть аудитория — могут добавить самостоятельно.
Вот несколько популярных каталогов:
- http://telegram-plus.ru;
- https://telega.in;
- https://telegram-club.ru/;
- http://catalog-telegram.ru/;
- https://github.com/goq/telegram-list.
💭 Кстати, каталоги можно использовать не только для размещения канала, но и для взаимопиара: с их помощью легко и удобно подбирать каналы, с которыми можно договориться о сотрудничестве.
Плюсы:
- Каталоги помогают добавить канал "на карту" для людей, которые целенаправленно ищут, на что бы подписаться. Администраторы каналов так же часто используют каталоги, чтобы отслеживать новые и интересные проекты, с которыми захочется сделать взаимный пиар;
- Удобно отслеживать тренды и анализировать, какие блоги в мессенджере набирают популярность (и возможно, перенять что-то для своего канала).
Создавайте виральный контент (пиар по сарафанному радио)
Набрав первых участников, можно рассчитывать на пиар посредством сарафанного радио. Способ актуальный для вирального контента, которым чаще всего делятся с друзьями читателям.
Согласно анализу социальных сетей, чаще всего репостят:
- Инфографику;
- Мемы;
- Видеоролики;
- Инструкции и руководства;
- Краткие обзоры и рецензии;
- Мнения, особенно экспертов;
- Списки и ТОПы.
Такой контент отправляют друзьям, которых может заинтересовать тематика канала. Таким образом, за счет собственной аудитории обеспечивается рост сообщества.
Стоит учесть: эффект сарафанного радио будет слаб при низком числе читателей.
Несколько советов перед началом продвижения Телеграм-канала:
⚡ Канал должен выглядеть, будто его стабильно ведут уже какое-то время. Никаких тизеров вроде "Здесь я буду писать про своих аквариумных рыбок". К началу промо-кампании канала в ленте должно быть несколько постов, написанных в разные дни — это дает представление (и ожидания) от канала.
⚡ Не забудьте про аватарку и описание. Не ждите, когда появятся деньги на нормального дизайнера и логотип. Делайте самостоятельно на конструкторе. ⚡ Описание канала "подтягивают" каталоги Телеграм-каналов, поэтому лучше заполнить его по существу: одним предложением — о чем этот канал? ⚡ Позаботьтесь о том, какой пост будет последним на тот момент, когда к вам перейдут новые подписчики после рекламы. ⚡ Времена, когда люди подписывались на все подряд, прошли. Хорошо иметь нишу: что-то оригинальное, что отличает канал от конкурентов. Двухсотый канал с обзорами фильмов продвигать труднее, чем первый канал с обзорами фильмов только с грустной концовкой (можно со спокойной душой стучаться к владельцам любых кино-каналов — вы больше не прямые конкуренты).
⚡ Накрутка с помощью ботов кажется простым и очевидным решением на первых порах. Но накрутку канала легко вычислить. Рекламодатели и биржи рекламы просто не будут с вами сотрудничать (или вам не выплатят заработанные деньги).
Не все методы продвижения относятся к раскрутке напрямую, но они тоже важны не меньше — как важен крепкий фундамент дома, который вы собираетесь строить.
Добавлю, что в июле 2022 года Яндекс анонсировал продвижение телеграм каналов через "Яндекс Бизнес".
Для создания рекламной кампании по продвижению телеграм-канала:
Можно проводить какие-либо акции среди имеющихся подписчиков с помощью бота tggrowbot. Он автоматически выдаст пригласительные ссылки канала вашим подписчикам и они пригласят своих друзей. По итогу результаты можно выгрузить в Excel (все данные кто, когда и какую пригласительную ссылку создал и кто по ней подписался). + через этого бота можно сделать трекер ссылки для себя, чтобы отслеживать подписчиков из рекламных постов (выгружать, анализировать).