Яндекс.Взгляд — изучаем поведение потенциальных клиентов
Обезличенная целевая аудитория – синоним дорогой и малоэффективной рекламы. На деле она и не является целевой. В столь широкой выборке едва ли найдется хотя бы пара процентов тех, кто готов проявить интерес к вашему продукту. Поэтому прежде чем запускать рекламные кампании маркетологи проводят небольшие разведывательные исследования.
Чтобы понять особенности поведения потенциальных клиентов, изучить их боли и потребности, они прибегают к сервисам онлайн-опросов. Подобных инструментов довольно много, различаются они лишь по интерфейсу и функционалу. В статье хочу подробно рассмотреть наиболее популярный из них – "Яндекс Взгляд".
Для каких целей он подойдет? Каковы основные отличия от аналогов? Во сколько обойдется процедура обработки данных? Ответы на все вопросы ниже!
Зачем и кому нужен
"Яндекс" считается абсолютным лидером российской технологической отрасли. В компании работают лучшие эксперты по разработке и тестированию интерфейсов, дизайн-мышлению и т.д. Одно из наиболее ярких достижений последних лет – создание сервиса "Яндекс.Взгляд". В свободном доступе он появился только во втором полугодии 2017 года, но уже успел оказать существенное влияние на рынок маркетинговых исследований.
Яндекс.Взгляд — сервис для исследования мнений, позволяющий посмотреть на свой бизнес под новым углом.
Это конструктор и хостинг опросов, который:
- открывает доступ практически ко всей аудитории Рунета;
- предоставляет широчайшие возможности по выбору респондентов (особенности онлайн и оффлайн поведения, геолокация, социально-демографические данные и многие другие параметры);
- предлагает решения популярных исследовательских задач.
К началу 2018 году свыше 35% всех внутренних количественных проектов "Яндекса" проводилось на площадке "Взгляд", а в 2019 этот показатель и вовсе превысил отметку в 70%.
"Яндекс.Взгляд" доступен любым клиентам. Это так называемый розничный исследовательский проект, благодаря которому проводить репрезентативные опросы на сложных выборках теперь могут не только крупные компании. Любой человек сможет организовать исследование по разумной цене. Ключевой вопрос – зачем это делать?
Чтобы понять свою целевую аудиторию, изучить ее боли и потребности.
👉 Зная ЦА, вы можете:
- узнать истинные мотивы поведения, чтобы затем подстроить модель продаж под наиболее комфортный для клиента путь принятия решения;
- общаться на одном языке с покупателями, быть для них близким и понятным;
- расширить охват (на основе повторяющихся взаимодействий с пользователями, которые похожи по поведенческим характеристикам на ваших покупателей);
- выявить новые потребности клиентов, чтобы подготовить актуальные продукты, запустить эффективные рекламные кампании.
Иными словами, без знания особенностей ЦА вы не можете объективно оценивать текущее состояние бизнеса, принимать верные управленческие решения. Только обладая всем массивом информации, вы растете и развиваетесь. "Яндекс.Взгляд" – тот инструмент, который позволяет быстро и без лишних затрат получать все необходимые сведения.
Отсюда ответ на еще один вопрос – кому нужен сервис? Всем, кто желает выйти на новый уровень, расширить собственное производство, сохранить конкурентоспособность в условиях постоянно меняющегося рынка.
👉 Чтобы эффективно работать с аудиториями, вы должны учитывать следующие моменты:
- Портрет/аватар потребителя. Сколько лет? Где живет? Какое семейное положение? И прочие вопросы, касающиеся социального статуса и положения.
- Поведение в сети. Какие сайты посещает? Какими социальными сетями пользуется? Чем руководствуется при выборе?
- Инсайты. Есть ли какие-то неочевидные триггеры, стимулирующие совершение покупки?
Кратко подытожу. "Яндекс.Взгляд" – инструмент, который помогает быстро принимать взвешенные решения. С его помощью вы действуете, основываясь на мнении потенциальных клиентов. И тем самым защищаете себя от возможных ошибок и провалов.
Как проводить опросы
Самый первый шаг – четко определить задачу. Какой результат вы хотите получить, запустив опросов? Вариантов масса: от анализа конкурентов до выбора названия для будущего продукта.
После того как сформулировали цель, переходите к выделению ЦА. Для этого открываете портал "Яндекс.Взгляд", а затем нажимаете на кнопку "Свой опрос".
Для отбора пользователей, подходящих под заданные параметры, сервис использует технологию Крипта. Она же применяется в "Яндекс.Директе".
Вы, как создатель опроса, платите только за те анкеты, в которых респонденты дали ответы на все обязательные вопросы.
💭 Важно понимать, что "Яндекс.Взгляд" - не решение всех проблем. И результаты он дает лишь в том случае, когда опрос был составлен качественно. То есть была выдержана логика и связность и вопросов; предоставлены все варианты ответов; использован тот язык, на котором говорит аудитория.
Ниже делюсь советами, как составить качественный опрос:
- Репрезентативность выборки. Количество респондентов не берется с потолка. Чтобы верно рассчитать число опрашиваемых, обратитесь к статистике – отталкивайтесь от размера генеральной совокупности и допустимого процента погрешности. Другой вариант – исходить из задачи и бюджета (подойдет для непрофессионалов).
- Структура опроса. Не обязательно быть дипломированным социологом, чтобы выдержать структурированность анкеты. Первый блок – приветствие. В нескольких вводных фразах вы объясняете человеку, почему он должен заполнить анкету. Также отмечаете, что все ответы конфиденциальны. Второй – основная часть. Здесь вопросы располагайте по нарастающей: от простых к сложным. Третий – благодарность. Вы прощаетесь с респондентом и благодарите его за потраченное время.
- Формулировка вопросов. Они должны быть максимально простыми и понятными вашей аудитории. Избегайте сложных терминов и заумных оборотов.
- Варианты ответов. Невозможно продумать все, поэтому хорошо бы оставлять пустые поля, куда при желании человек может ввести свои данные. Следите за тем, чтобы ответы не повторялись (например, полгода и шесть месяцев).
Отмечу, что всего "Яндекс.Взгляд" позволяет опрашивать от 100 до 2000 человек. Но, как показывает практика, самые популярные выборки – на 200-300 респондентов
Что касается опросов, то они транслируются на рекламных площадках "Яндекса". Например, в плеере "КиноПоиска" или среди публикаций на "Яндекс.Дзене".
Как участвовать в опросах
Для создания опросов "Яндекс.Взгляд" предлагает два вида конструктора – стандартный и упрощенный. Последний позволяет проводить небольшие пилотажные исследования, чтобы узнать базовые боли и потребности вашей ЦА. Это оптимальный вариант для тех, кто проводит опрос впервые и не располагает большим бюджетом.
Стандартный конструктор отличает сложная структура, а также возможность создания открытых вопросов – тех, где респонденты могут давать развернутые ответы в свободной форме. Он необходим для более детального изучения ЦА, выявления тех самых "инсайтов" и скрытых триггеров.
Стоимость упрощенного конструктора не превышает 1000 рублей, стандартного – 7000 рублей
Важно: сервис не предусматривает плату за ответы. Респонденты сталкиваются с анкетами на рекламных площадках и дают ответы на добровольной основе. Заработать на опросах от "Яндекс.Взгляда" не получится. Отмечу, что из-за этого обстоятельства сервис и подвергается критике. Многие пользователи не понимают, как и кем именно генерируются ответы.
⚡️ Привожу примеры отзыва о сервисе:
Всем привет! Хочу поделиться своим опытом использования инструмента "Яндекс.Взгляд". Сразу скажу, цели испытать опросник не ставил, так уж получилось. Но результаты исследования говорят о нем красноречиво. Я – основатель стартапа по онлайн-обучению, хотел оценить рыночные перспективы своего предприятия. Поэтому и обратился за помощью к сервису. Его суть, как следует из описания, состоит в том, что за небольшую плату (1500 рублей) Яндекс проводит таргетированный опрос на основе моей анкеты. Предполагалось, что все ответы дадут те, кто соответствует моей ЦА. Особую пикантность ситуации придает то, что плачу я не людям, отвечающим на вопросы, а Яндексу. Если ближе к сути: опрос дал результаты, абсолютно противоречащие реальному положению дел. Самое простое подтверждение: бизнес у меня молодой, и знают о нем совсем немногие. А, согласно Яндексу, более 40% опрошенных хоть раз слышали название бренда или пользовались продуктами. Как такое может быть? Конечно, вам решать, использовать ли его в работе. Но мой совет: нет!.
Разумеется, один гневный отзыв не должен заставить вас поставить крест на сервисе. Тем более, что в сети полно реальных кейсов, подтверждающих его эффективность и функциональность. Из последнего – как компания Hansa увеличила продажи на 133%.
Плюсы и минусы
Итак, резюмирую все вышесказанное. Какие преимущества сервиса можно выделить?
- Позволяет анализировать рынок перед запуском нового продукта.
- Помогает оценить степень удовлетворенности клиентов.
- Анализирует степень эффективности рекламных кампаний.
- Позволяет проводить опросы по разным базам (по собственной/по заданным параметрам/по онлайн-поведению).
- Обладает простым и понятным интерфейсом.
- Предлагает готовые шаблоны анкет.
- Обрабатывает ответы в короткие сроки (до 7 рабочих дней).
Что касается недостатков, то здесь можно выделить отсутствие бесплатной версии – даже за упрощенный конструктор придется заплатить. Кроме того, до конца не ясен алгоритм отбора респондентов. Многие пользователи считаются, что опрашиваемые подбираются некорректно.
Есть ли аналоги
Если по каким-то причинам вы не доверяете "Яндекс.Взгляду", не расстраивайтесь! В сети полно конструкторов онлайн-опросов, обладающих схожими возможностями. Ниже наиболее популярные из них:
- Survio. Версия с ограниченным функционалом либо платный пакет от 12 долларов в месяц. Включает свыше 100 заготовок анкет, которые можно индивидуализировать.
- Google Forms. Бесплатный аналог "Яндекс.Взгляда". Позволяет создавать как простые, так и многоуровневые тесты.
- Anketolog. Есть как платная, так и бесплатная версия. Предлагает готовые шаблоны вопросов.
Отмечу, что проводить опросы можно даже в социальных сетях. Но это уже тема для другой статьи.