Современные виды маркетинга

Маркетинг — это работа над продвижением товаров, услуг и брендов. Именно маркетинг помогает привлечь и удержать клиентов, без него бизнес обречен на провал.

Существует множество видов маркетинга, с разным подходом к продвижению, инструментами и приемами. Одни виды маркетинга подходят малому и среднему бизнесу, другие доступны только крупным компаниям. Выбор правильного вида маркетинга — важная составляющая эффективного развития бизнеса.

Ниже я расскажу вам о самых передовых и популярных видах маркетинга в 2022 году.

Традиционный (классический) маркетинг

Основная цель традиционного маркетинга — продать продукт или услугу, увеличив прибыль компании. Традиционный маркетинг — это база для всех остальных видов маркетинга.

Здесь используются классические, проверенные годами приемы:

  • Составление портрета ЦА;
  • Сегментация ЦА;
  • Исследование рынка;
  • Выявление потребностей ЦА;
  • Формирование конкурентных преимуществ.

В качестве инструментов может выступать что угодно, от баннерной рекламы на улицах города, до звонков потенциальным клиентам.

Digital (цифровой) маркетинг

Цифровой (digital) маркетинг отличается от классического тем, что здесь используют исключительно цифровые каналы для привлечения и удержания клиентов:

  • Сайт компании;
  • Социальные сети;
  • E-mail рассылка;
  • Реклама в интернете.

В 2021-2022 годах, в целом, доля digital-канала увеличивается. Даже если клиенты выделяют бюджеты на тесты, то digital-канал прочно попадает в общий медиа-микс. Также наблюдается тенденция: если клиенты начинают пробовать digital, перелокируя бюджеты из других медиа, то бюджеты остаются в digital. Доля лидогенерации внутри медиамикса также вырастет в 2022 году.

Маркетинг в социальных сетях (SMM)

SMM помогает брендам находить аудиторию и взаимодействовать с ней в социальных сетях. Он формирует правильный образ бренда, транслирует его ценности и повышает лояльность потенциальных клиентов.

SMM сосредоточен исключительно на социальных сетях: Тик Ток, Инстаграм, ВК т.д.

Основные инструменты SMM:

Контент маркетинг

Контент-маркетинг превращает аудиторию в постоянных читателей, укрепляя их связь с брендом. Он помогает оставаться в поле зрения ЦА, постоянно быть с ней на связи, мягко рекламировать продукт или услугу, раскрыть их пользу, отвечать на вопросы, которые могут возникнуть перед покупкой.

Цель контент-маркетинга — донести информацию до ЦА через контент.

Контентом могут быть:

  • Видеоролики;
  • Посты в соц. сетях компании;
  • Статьи в блоге на сайте;
  • Электронные книги;
  • Вебинары и другие обучающие материалы.

Один из примеров успешного контент-маркетинга: Инстаграм магазина ИКЕА:

Компания регулярно выкладывает посты с полезной информацией, не забывая при этом показывать свою продукцию.

Партнерский маркетинг

Партнерский маркетинг — это вариант продвижения продуктов через партнеров.

💁 Простой пример: блогер выкладывает пост с рекламой продукта и предлагает приобрести его по личному промокоду, с небольшой скидкой. В итоге блогер получает процент с каждой покупки, совершенной по его промокоду.

Реферальные ссылки тоже относятся к партнёрскому маркетингу.

Партнерка — это когда по вашему чеку, можно получить услугу у соседа со скидкой. Партнерка — когда в моем блоге выходит интервью с классным психологом и мы оба получаем новую аудиторию. Партнерка — возможность не создавать какие-то продукты, а зарабатывать на продаже чужих или созданных совместно продуктов. Партнерский маркетинг — это отличная история, создающая новые возможности.

Майя Богданова
Руководитель "Школы контента", копирайтер, международный бизнес-тренер.

Маркетинг в Поисковых системах (SEM)

SEM сосредоточен на видимости сайта компании в поисковых системах.

💁 Например, если есть задача продвинуть массажиста в Нижнем Новгороде, то SEM-стратегия будет направлена на то, чтобы по запросу "массаж Нижний Новгород" в Яндексе или Google на первых станицах появлялся сайт продвигаемого массажиста.

Инструменты SEM:

  • SEO-оптимизация;
  • Генерирование платного трафика;
  • Создание контента для индексирования поисковыми системами.

Для работы над SEM практически всегда привлекаются копирайтеры.

Видеомаркетинг

Видеомаркетинг ориентирован на создание и продвижение видео-контента.

В рамках него могут создаваться:

  • Видео-блоги в Тик-Ток, Инстаграм Reels или YouTube;
  • Лекции и вебинары;
  • Образовательные ролики;
  • Видеоролики о деятельности компании, интервью с работниками;
  • Фильм о производстве.

Главное отличие от остальных видов маркетинга — продвижение через видеоконтент. Обычно сочетается с SMM и вирусным маркетингом.

Голосовой (Voice) маркетинг

Голосовой маркетинг — это возможность охватить ЦА с помощью аудиоконтента.

Он реализуется через:

  • Подкасты;
  • Голосовых помощников;
  • Виртуальные комнаты, например в Clubhouse.

Иногда к голосовому маркетингу относят также звонки клиентам, чтобы продать продукт или получить обратную связь. Но сегодня такой формат уже не считается экологичным вариантом продвижения.

Для брендов голосовой маркетинг может стать привлекательной альтернативой дорогостоящему производству видео. Вам не нужно нанимать звуковую студию, чтобы погрузиться в голосовой маркетинг — это может быть так же просто, как зарегистрироваться в приложении или записаться дома. Голосовой маркетинг набирает популярность, и по мере того, как технологии продолжают развиваться, а люди находят новые способы потребления контента на ходу, мы, вероятно, увидим, что появится еще больше возможностей. Независимо от вашей бизнес-ниши или размера, с помощью этого вида маркетинга есть возможность расширить свое сообщество и увеличить продажи.

Бренд маркетинг

Цель бренд-маркетинга — сделать бренд узнаваемым и ценным в глазах целевой аудитории.

Для этого:

  • Создается брендбук;
  • Разрабатываются фирменные этикетки, упаковки;
  • Создается логотип, слоган;
  • Прорабатывается тон бренда;
  • Транслируются ценности компании.

Бренд-маркетинг подходит компаниям и мастерам с четкой концепцией, готовым всерьез создавать бренд. Хорошо проработанный бренд помогает установить связь с аудиторией и закрепить за собой четкие ассоциации.

Яркий пример — Coca-Cola. Компании даже не нужно продвигать себя, ведь даже их упаковка — уже узнаваема и выступает рекламой.

📌 Подборка статей по брендингу.

Performance-маркетинг

Performance-маркетинг всегда нацелен на достижение конкретных и измеримых бизнес результатов. Здесь присутствует постоянная отчетность о проделанной работе. Вариант продвижения может быть любым: рассылка, таргетированная реклама и т.п.

Главная цель — не только продвинуть продукт, но и получить максимальный результат и отчитаться об эффективности каждого канала продвижения.

Одна из замечательных особенностей performance-маркетинга — это возможность измерения. Специалисты могут быстро оценить ключевые показатели для оценки успеха кампании. Они могут оптимизировать свою стратегию на основе ощутимых результатов. Владельцы бизнеса, если они знают, как интерпретировать данные, могут использовать результаты, чтобы решить, на чем сосредоточить свои маркетинговые усилия.

Персонализированный маркетинг

Персонализированный маркетинг нацелен на создание максимально индивидуального предложения для каждого конкретного клиента (группы клиентов).

Вот как это работает:

  • Маркетолог собирает информацию о клиенте через опросы или изучение его покупательского опыта, информации из открытых источников (например, соц. сетей).
  • На основе этих данных формируется персонализированное предложение.

💁 Пример: рекомендации на сайте онлайн-кинотеатра, на основе ранее просмотренных фильмов и сериалов.

Мессенджер-маркетинг

Задача мессенджер-маркетинга — вовлечь потенциальных клиентов в общение в мессенджере, и сделать это общение комфортным, продуктивным и максимально автоматизированным.

Данные из отчета GSMA показывают, что 56% клиентов выбирают общение в мессенджере, а не звонок на горячую линию.

Преимущества мессенджер-маркетинга:

  • Разгружает горячую линию;
  • Помогает решать спорные ситуации;
  • Повышает лояльность клиентов;
  • Дает возможность оставаться на связи 24/7;
  • Помогает быстро закрыть продажи.

Мессенджер маркетинг реализуется через внедрение в бизнес чат-ботов.

Email-маркетинг

Email-маркетинг во многом похож на мессенджер-маркетинг, но основным каналом связи с клиентом при нем является электронная рассылка.

Задача маркетолога сводится к сбору базы данных электронных адресов клиентов и настройки рассылки об акциях, выгодных предложениях, новых поступлениях. При этом сообщение должно быть полезным для адреса, иначе оно всегда будет отправляться в спам.

Influence-маркетинг

Influence-маркетинг (маркетинг влияния) строится на продвижении товаров и услуг через инфлюенсеров, лидеров мнений, к которым прислушивается определенная группа людей. Инфлюенсеры долго выстраивают отношения со своей аудиторией, им доверяют.

Задача Influence-маркетинга: найти лидеров мнений своей ЦА и доносить ценности бренда и информацию о продукте через них.

Люди охотнее доверяют любимым инфлюенсерам, чем прямой рекламе от компании. По оценке исследовательской службы "Insider Intelligence" в 2022 году рекламодатели потратят на инфлюенс-маркетинг 15 миллиардов долларов.

📌 Подборка статей по Influence-маркетингу.

Вирусный маркетинг (Buzz marketing)

Buzz marketing заставляет широкий круг людей говорить о вашем бренде. Он реализуется через создание вирусного контента, необычной рекламы, действий, о которых будут говорить, делиться в соц. сетях.

Преимущества:

  • Создается позитивный шум вокруг бренда;
  • Можно получиться много упоминаний бесплатно;
  • О бренде узнает широкий круг людей;
  • Появляется возможность привлечь новый сегмент аудитории.

Вирусный маркетинг нужен компаниям, когда есть потребность быстро и недорого заявить о себе людям. Минус — вирусную рекламу сложно создать.

💁 Пример вирусного маркетинга: ролики Old Spice. Благодаря странному и абсурдному юмору каждый ролик становится мемом и быстро разлетается по сети.

В создании вирусного контента хорошо помогает задействование триггеров.

Скрытый маркетинг (Stealth-маркетинг)

Stealth-маркетинг (скрытый маркетинг) — это любая завуалированная реклама. При нем не происходит прямой рекламы продукта, но вокруг него все равно появляется множество разговоров.

💁 Яркий пример: скрытая реклама в фильмах. Когда герой фильма садится в машину и разгоняется на ней по трассе, зритель не видит прямой рекламы, но все равно узнает о продукте и его характеристиках, возможностях.

Отзывы и обзоры, заказанные у блогеров и инфлюенсеров, тоже выступают частью скрытого маркетинга. Сюда же можно отнести слухи и эксцентричные действия, которые подхватит общественность и СМИ для дискуссий и обсуждения. Очень часто весь этот шум создает сама компания.

Сарафанный маркетинг

Сарафанный маркетинг — это действия, направленные на то, чтобы клиенты говорили о бренде, рекомендовали его своим знакомым, делились его контентом и предложениями.

В отличие от вирусного маркетинга люди должны начать не просто делиться контентом бренда, а искренне и безвозмездно рекомендовать его.

Сарафанный маркетинг реализуется через формирование адвокатов бренда.

Маркетинг ключевых клиентов (ABM)

ABM фокусируется ни на привлечении новых клиентов, а на улучшении клиентского опыта уже существующих. Он направлен как формирование адвокатов бренда и постоянных покупателей, помогает повысить средний чек. С этой целью:

  • Улучшается качество обслуживания;
  • Разрабатывается программа лояльности для постоянных клиентов;
  • Обрабатываются негативные отзывы;
  • Создается полезный контент.

ABM особо актуален для сфер с большой конкуренцией, например, брендов одежды или продуктовых магазинов.

Наиболее смышленые маркетологи уже начали подстраивать свои контент-планы под портреты потенциальных покупателей и разные этапы покупательского пути. Я думаю, что маркетологам, которые пишут тексты в рамках ABM-стратегии, стоит меньше беспокоиться о количестве, а больше о качестве — пользе и актуальности. ABM-специалистам нужно наладить коммуникации с людьми, ответственными за планирование и подготовку контента. Только так можно быть уверенным, что ваши материалы будут обладать ценностью для ЦА, которую вы хотели бы "вырастить" в лояльных клиентов.

Исходящий маркетинг (Outbound Marketing)

К исходящему маркетингу относят:

  • Холодные звонки;
  • Рассылку сообщений;
  • Печатную рекламу;
  • Баннерную рекламу;
  • Листовки;
  • Рекламу на ТВ.

Это тип взаимодействия с клиентом с одной главной целью — донесения информации о продукте, бренде или услуге как можно большему числу людей. При этом маркетолог не берет во внимание интерес потребителя.

Входящий маркетинг (Inbound Marketing)

Входящий маркетинг ориентирован исключительно на целевого потребителя. Он учитывает интересы ЦА и нацелен на построение доверительных отношений с потребителем. Входящий маркетинг реализуется через создание полезного и интересного контента для аудитории.

К инструментам Inbound Marketing относится:

  • SEO;
  • Ведение блога и соц. сетей;
  • Landing-page;
  • Опросы и иследования.

Я считаю, что большинство маркетологов сегодня тратят 90% своих усилий на исходящий маркетинг и 10% на входящий маркетинг, и я выступаю за то, чтобы эти соотношения менялись. Вместо того, чтобы заниматься исходящим маркетингом для масс людей, которые пытаются блокировать вас, я выступаю за входящий маркетинг, где вы помогаете себе быть видимыми для людей, уже заинтересованных в вашей отрасли.

Брайан Халлиган
Исполнительный председатель и соучредитель HubSpot, автор книги по входящему маркетингу.

Событийный маркетинг (Event-маркетинг)

Event marketing сосредоточен вокруг конкретного события — акции, выпуска нового продукта, семинара. Задачи маркетологов здесь сводятся к подогреву интереса аудитории и грамотной организации компании.

💁 Пример: презентации Apple, из которых маркетологи делают настоящее событие. О них много говорят и их ждут.


Не существует "правильного" или "неправильного" вида маркетинга. Каждому бизнесу подходит своя маркетинговая стратегия. Почти все компании сочетают в своей стратегии продвижения несколько видов маркетинга, оценивают эффективность каждого из них и выбирают наиболее подходящий им вариант.

😭
😕
😃
😍
Комментарии
войти через:
вверх